Красота с точки зрения физиологической целесообразности.


Красивые большие глаза  и  притом  широко  расставленные,  не  слишком выпуклые   и   не чересчур  впалые.  Чем  больше  глаза,  тем  больше поверхность сетчатки,  тем лучше зрение.  Чем шире расставлены  глаза, тем   больше   стереоскопичность  зрения,  глубина  планов.

Красивы длинные ресницы - они лучше защищают глаз.  Нам кажутся  они  изящнее,  если  изогнуты  кверху,  -ощущение  верно,  потому  что отогнутые вверх кончики не дают ресницам слипаться или смерзаться.

В чем суть прелести красивых бровей? Брови, назначение которых отводить в сторону пот,  стекающий со лба,  и  не  давать  ему заливать глаза,  должны быть густыми. И при густоте они не должны быть чересчур широкими,  чтобы в них не скапливалась грязь,  не  заводились паразиты. Вот секрет красоты соболиных, узких и густых бровей.

Стройная длинная шея  немало  прибавляет  к  красоте женщины,  но  у  мужчины  она воспринимается вовсе не так - скорее как нечто слегка болезненное.  Шея мужчины должна быть некой средней длины и  достаточно толстой для прочной поддержки головы в бою,  для несения тяжестей.  Женщина по своей древней природе - страж,  а ее длинная шея дает большую гибкость,  быстроту движений головы, - снова эстетическое чувство  совпадает  с  целесообразностью.

Красивы ровные,  плотно посаженные  зубы,  изогнутые  правильной  дугой,  -  такая зубная дуга отличается наибольшей механической прочностью при разгрызании  твердой растительной пищи или сырого мяса.

Длинные   волосы закреплялись  в  нашем чувстве прекрасного тогда,  когда люди в теплую межледниковую  эпоху  еще  не  знали  одежды.   Возможность   прикрыть маленького  ребенка  от  ночного  холода  у  своей груди,  защитить от непогоды - вот смысл длинных волос и их  значение  для  выбора  лучшей матери.

Прямой  нос  -  прямой  ход  для  вдыхаемого воздуха.  Для европейцев,  северных людей,  характерна высокая переносица и  высокое небо - воздух проходит в горло по крутой дуге и лучше обогревается.

Женщины всего мира, при всех модах и вкусах, думают, что исправляют премудрую природу обувью на высоких каблуках. Каблуки удлиняют ногу и делают маленькую женщину выше? Но ведь и высокие выглядят лучше на каблуках.  Почему же так важно это удлинение ног? Не просто удлинение, а изменение пропорции ноги - вот в чем суть каблука.  Удлиняется голень,  которая становится  значительно длиннее бедра.  Такое соотношение голени и бедра есть приспособление к бегу,  быстрому, легкому и долгому, то есть успешной охоте. Оно было у древнейших  представителей нашего вида кроманьонской расы,  оно сейчас есть у некоторых  африканских  племен.  Наше  эстетическое  восприятие каблука доказывает,  что мы происходим от древних бегунов и охотников, обитателей скал,  - это подсознательное воспоминание о совершенстве  в беге.  Добавлю,  что  каблуки  придают  вашей ноге крутой подъем.  Тут эстетика прямо,  а не  косвенно  сходится  с  необходимостью  высокого подъема  для  легкой  походки  и  неутомимости.  Все обладатели крутых подъемов знают,  насколько они экономнее в носке  обуви,  чем  люди  с обычной или плосковатой стопой.

Выпуклые, сильно выступающие под кожей мышцы красивы для мужчины, но для женщины мы это не считаем достоинством. Почему? Да потому,  что нормально сложенная здоровая женщина всегда  имеет  более развитый жировой слой,  чем мужчина. Это хорошо известно, но так ли уж всем понятно,  что это не более как резервный месячный запас  пищи  на случай внезапного голода, когда женщина вынашивает или кормит ребенка? Попутно заметьте,  где на теле  женщины  располагаются  эти  подкожные пищевые  запасы?  В  нижней  части  живота  и  области  вокруг  таза -следовательно,  эта резервная  пища  одновременно  служит  тепловой  и противоударной изоляцией для носимого в чреве ребенка. И в то же время этот подкожный слой  создает  мягкие  линии  женского  тела  -  самого прекрасного создания природы.

В истории человечества было  немало  периодов,  когда  здоровые  идеалы  красоты временно  заменялись  нездоровыми. Интересно, что у нас в Европе в средние века художники, впервые изображавшие   обнаженное   тело,   писали  женщин-рахитичек  с  резко выраженными признаками  этой  болезни:  вытянуто-высоких,  узкобедрых, малогрудых,  с отвислыми животами и выпуклыми лбами. И не мудрено – им служили моделями запертые  в  феодальных  городах  женщины,  почти  не видевшие  солнца,  лишенные  достаточного количества витаминов в пище. Поредение волос и частое облысение, отодвигание назад границы волос на лбу  даже вызвало моду,  продержавшуюся более двух столетий.  Стараясь походить на самую рахитичную городскую аристократию, женщины выбривали себе   волосы  надо  лбом.  Они  все  одинаковы,  эти  патологические, трагические фигуры Ев,  "святых" Ариадн и богинь пятнадцатого века  на картинах   Ван-Эйка,  Бурдиньона,  Ван-Геса,  де  Лимбурга,  Мемлинга, Иеронима Боша,  Дюрера,  Луки Кранаха, Николая Дейтша и многих других. Ранние  итальянцы,  вроде  Джотто  и Беллини,  писали своих красавиц в кавычках с таких же моделей,  и даже великий  Сандро  Боттичелли  взял моделью  своей Венеры типичную горожанку - рахитичную и туберкулезную. Позднее итальянцы обратились к моделям,  происходившим из сельских или приморских здоровых местностей,  и результаты вам известны лучше,  чем мне.  Интересно,  что печать ослабления здоровья в городских  условиях жизни  лежит  уже  на некоторых фигурах позднейших римских фресок – те же, более слабые в солнечном климате следы рахита, нехватки витаминов, отсутствия физической работы.